20.06.2016 Контейнерные и модульные ЦОДы: чего ждет заказчик?
Готовы ли сегодня российские компании к использованию у себя контейнерных и модульных ЦОДов? Каких преимуществ они ожидают от внедрения таких систем и что мешает использовать их уже сейчас? Чтобы узнать ответы на эти вопросы, мы обратились к непосредственным участникам рынка дата-центров.
Контейнерные и модульные дата-центры присутствуют на российском рынке уже много лет. Есть немало реализованных проектов, работает множество производителей. Тем не менее, несмотря на многочисленные преимущества КЦОДов и МЦОДов, заказчики все же не особо спешат использовать их, отдавая предпочтение традиционным решениям. Для того чтобы выяснить настоящее отношение рынка к модульным и контейнерным системам, мы провели традиционный онлайн-опрос, который позволил выявить несколько интересных тенденций.
В статистическом исследовании приняли участие 124 респондента, представляющих самые разные сферы деятельности. Больше всего среди опрошенных было телекоммуникационных операторов — 28,2 %, немалая доля системных интеграторов — 25,6 %, и почти 13 % — компании — разработчики ПО. Эти три категории сформировали более 2/3 всех ответов. Что касается представителей остальных 12 направлений, то они распределились более-менее равномерно, и в результате доля каждого из них не составила и 10 %.
Однако, поскольку в опросе участвовали представители многих секторов экономики, выборка получилась вполне репрезентативной. При этом участвовали представители довольно крупных компаний: почти в 60 % случаев количество сотрудников превышает сто человек, а у 27,4 % отвечавших на вопросы организаций численность персонала превышает тысячу человек.
Собственный ЦОД имеют 59 компаний (47,6 %). При этом 17,7 % (22 респондента) используют контейнерные либо модульные решения. Такой процент уже можно назвать существенным, и он говорит о достаточно глубоком проникновении КЦОД/МЦОД в среду российских заказчиков.
Также опрос показал, что около 40 % респондентов рассматривают возможность внедрения у себя контейнерного или модульного дата-центра в ближайшие 1–3 года (большинство озвучивают срок около трех лет). Это, скорее всего, говорит о том, что у заказчиков уже сложился положительный образ КЦОД/МЦОД, но такие решения все еще не вполне привычны.
Хотя если к имеющимся 17,7 % тех, кто уже имеет КЦОД/МЦОД, добавить 40,3 % тех, кто планирует это сделать, получится, что большинство российских компаний склонны рассматривать такие решения в качестве актуальных. Это свидетельствует о положительных перспективах данного рыночного сегмента.
Что же мешает заказчикам перейти к использованию подобных решений? Как показал опрос, есть два основных критерия: цена (44,4 %) и отсутствие места (30,6 %). Остальные причины не столь значимы.
Таким образом, с учетом вышеупомянутых позитивных ожиданий можно сделать вывод о том, что производитель, который найдет способ, в первую очередь, снизить цену на свои контейнерные и модульные решения, сможет завоевать новые рыночные позиции.
Если углубляться в детали, то большую роль играют также вопросы, связанные с подведением коммуникаций и юридическим оформлением.
Что касается качеств, которые привлекают заказчиков, то это, в основном, скорость введения дата-центра в эксплуатацию (ей отдали предпочтение 63,7 % респондентов). Также большое значение имеют: снижение единовременных затрат (наращивание дата-центра по мере необходимости); комплексность решения и гарантия от производителя; компактность размещения; гибкость при выборе площадки; потенциальная возможность мобильности дата-центра.
В ответах на вопросы, связанные с ожидаемыми техническими параметрами дата-центров, мнения респондентов разделились. Примерно равное количество участников опроса хотят наращивать свои ЦОДы «квантами» по 2, 4 или 8 шкафов. Но, например, сразу 32 шкафа почти никому не требуется — надо либо больше, либо меньше. Это говорит о том, что в нынешних экономических условиях большинство компаний не рассчитывают на молниеносный рост бизнеса — скорее, на поступательное развитие небольшими «порциями», и здесь модульность будет как нельзя кстати. Причем желательно, чтобы возможность шага изменений была минимальной.
Также подавляющее число участников опроса хотели бы иметь возможность подвести к каждому шкафу от 5–10 кВт мощности — в этот диапазон «уложилось» свыше 70 % опрошенных. Примерно столько же респондентов желали бы, чтобы их контейнерный или модульный ЦОД гарантировал отказоустойчивость на уровне Tier III. Снова мы видим подтверждение нашей гипотезы о поступательном росте. Высоконагруженные стойки действительно нужны очень немногим компаниям, а переплачивать за избыток мощности никто сегодня уже не будет.
Вместе с тем вполне естественно, что все организации стремятся к использованию самых энергоэффективных решений и ожидают, что их КЦОД/МЦОД будет обеспечивать PUE на уровне 1,4 (40,3 %). Число тех, кто хотел бы добиться коэффициента 1,5–1,7 или 1,3, оказалось равным (22,6 %). В целом, это говорит о вполне адекватных ожиданиях заказчиков и понимании пределов и возможностей технологий КЦОД/МЦОД.
Надо сказать, что компании, принявшие участие в опросе, довольно хорошо ориентируются в российском рынке контейнерных и модульных решений, поскольку знакомы со многими его участниками — как местными, так и зарубежными. Самыми известными отечественными брендами можно считать NVision Group («Ситроникс ИТ»), «Техносерв» и GreenMDC. Если первая действительно реализовала целый ряд проектов КЦОД/МЦОД, то «Техносерв», очевидно, назвали по причине известности компании вообще на российском рынке ЦОД. Интересно также, что в тройке лидеров оказалась достаточно молодая компания GreenMDC.
Из международных торговых марок однозначным лидером является Schneider Electric, следом идут Huawei и Hewlett Packard Enterprise. Удивительно, что в этом рейтинге HPE хоть немного, но все же обогнал Emerson, чьи позиции на рынке инженерной инфраструктуры ЦОДов все же сильнее. Очевидно, здесь сказалась общая маркетинговая политика производителя, впрочем, как и в случае с Huawei. В целом оказалось, что респонденты гораздо лучше знают зарубежных производителей — в число «малоизвестных» попала только одна компания CommScope.
На вопрос о перспективах рынка контейнерных и модульных ЦОДов в России большинство респондентов дали весьма сдержанные оценки: половина опрошенных прогнозирует умеренный рост в ближайшее время, но есть и те, кто полагает, что подобные решения вскоре составят конкуренцию традиционным дата-центрам. Доля позитивных оценок стремится к 70 %, что говорит о положительных ожиданиях рынка.
Проведенный опрос показал, что, хотя российский сегмент дата-центров остается достаточно консервативным, тем не менее есть значительное число компаний, которые уже используют либо рассматривают в качестве альтернативы контейнерные и модульные ЦОДы. При этом у большинства заказчиков уже сложилось впечатление о преимуществах, недостатках и технологических возможностях КЦОД/МЦОД, а также о том, какие решения доступны сегодня на рынке. Все это создает благодатную почву для дальнейшего внедрения подобных решений, особенно если производителям удастся снизить цену.